Кожная токсичность

Лечение онкологического заболевания — процесс длительный и сложный, включающий различные виды лекарственной терапии (химио-, гормоно-, иммунотерапия, таргетная) в сочетании с облучением и оперативным вмешательством, так как во многих случаях именно комбинированный подход позволяет добиться необходимого эффекта.

Важно понимать, что помимо быстро растущих и размножающихся раковых клеток-мишеней противоопухолевые препараты воздействуют и на некоторые здоровые клетки нашего организма, также отличающиеся способностью к быстрому делению. В связи с этим развиваются нежелательные явления и побочные эффекты со стороны кожи и ее придатков, которые описываются единым термином «кожная токсичность».

Как выглядит кожа после химиотерапии?

Наиболее типичными проявлениями кожной токсичности становятся:

  • сухость — представляет собой один из самых распространенных побочных эффектов (сухость после химиотерапии возникает как следствие повышения реактивности кожи, она теряет влагу, становится уязвимой перед воздействием агрессивных факторов внешней среды);
  • сыпь — является результатом гиперчувствительности, сопровождается зудом (при легкой степени, когда в процесс вовлечена только кожа, высыпания проявляются в виде пятен и узелков, внешне напоминают крапивницу; в более тяжелых случаях на коже появляются пузыри, развивается синдром Стивенса-Джонса, с вовлечением слизистых оболочек и внутренних органов);
  • прыщи и акнеформные высыпания — протекают в виде папул, пустул и узелков, которые, помимо себорейных зон, вовлекают в процесс поражения ягодицы и конечности;
  • эритемы с последующим образованием отеков и пузырей — обусловлены прямым токсическим действием противоопухолевых препаратов (в тяжелых случаях может развиваться некроз тканей с образованием глубоких язв);
  • лучевой дерматит — представляет собой ожог кожи, формирующийся как ответ на лучевую нагрузку, отягощающийся развитием мелких язвочек, мокнутий, отеков;
  • ладонно-подошвенный синдром — результат терапии таксанами, также развивается, если пациенту были назначены препараты платины; при этом кожа на кистях и стопах трескается, на ней появляются раны, которые нередко провоцируют присоединение вторичной инфекции;
  • фотосенсибилизация — повышенная чувствительность кожи к солнечным лучам появляется как следствие токсического воздействия препаратов химиотерапии;
  • алопеция (облысение) — связана с тем, что большинство цитостатиков оказывают угнетающее воздействие на пролиферацию клеток волосяных фолликулов (в зависимости от индивидуальной реакции организма пациента проявляется от легкого поредения до полной потери волос).

Со всеми этими и другими симптомами поражения кожи после химиотерапии вы можете обратиться в нашу клинику.

Наши специалисты

Вопрос врачу
Получите квалифицированные ответы на интересующие вас вопросы